НАБРОСОК МОДЕЛИ ФРЕЙДА-ЮНГA

(точка зрения автора) Андрей Славеславович Неверов

(спровоцировано докладом А.Ветрюка на семинаре Инекса в Ленинграде)

1. Методологическая ценность \"модели Фрейда-Юнга\".

Принципиальная трудность и сложность познания, в т.ч. моделирования, психических явлений, \"душевного\" в том, что само познание, само моделирование - тоже психическое явление, \"душевное\". Соответственно, \"психическое\", \"душевное\" познаваемы и моделируемы - только ограниченно, приближённо и неравномерно, и это принципиально непреодолимая трудность. Адекватной модели \"психического\" просто не может быть - любая модель, претендующая быть моделью \"психического\", искажает оригинальное явление.

Тем не менее попытки познать и смоделировать \"психическое\" предпринимались и предпринимаются, и среди этих попыток одна из удачных - модель, которую я называю \"модель Фрейда - Юнга\".

Фрейд предложил своё решение проблемы искажения.

Целью придуманного им способа было избежать \"модели моделирования\", \"отражения отражением самого себя\". Фрейд добился этого тем, что отказался от моделирования сознательных психических явлений вообще. Поскольку и моделирование, и познание (для которого моделирование - это частное специфическое) - сознательны, моделирование сознательных психических явлений заведомо внесёт недопустимое искажение. Поэтому отказался от моделирования сознания - и смоделировал остальные психические явления. Фрейд основал свою модель на выделении в психических явлениях - сознательных, и отличении таким образом \"всех остальных\" психических явлений. \"Модель Фрейда\" основана на разделении всех психических явлений - на сознание/\"бессознательное\". Классификация здесь одновременно является принципом классификации - в одной формуле. Фрейд, сделав принципиальный выбор - \"сознательной\" точки зрения на психические явления, тем самым отказался от моделирования какой бы то ни было связи психических явлений - с нервными, с физиологией нервной системы.

Одновременно и тем же самым Фрейд решил четыре задачи моделирования (психических) явлений.

Первая задача: обоснование самой возможности моделирования - как принципиальной достаточности средства, инструмента моделирования. Её решение в том, что по Фрейду сознание - психическое явление высшего уровня развития. Соответственно, \"бессознательное\", в сравнении с сознанием - психические явления более низких, чем высший, уровней развития. Моделирование \"сложным\" - \"простых\", \"высшим\" - \"низших\" в принципе возможно.

Вторая задача: прояснение внутренних связей психических явлений. Эту задачу Фрейд решил \"обращением\" в своей модели связи причинно/следственной - в обратную, так сказать,\"следственно/причинную\". По Фрейду, сознание основано на \"бессознательном\". Поэтому взгляд на \"бессознательное\" с точки зрения сознания - это взгляд с точки зрения следствия на его причины.Можно дать математическую метафору: это \"моделирование аргументов - функцией\". \"Модель Фрейда\" - это причины психического явления высшего уровня развития - сознания. Это даёт возможность сопоставления между собой различных бессознательных психических явлений - через их влияния на сознание.

Третья задача: усложнение/развитие достаточно простой, причинно/следственной, связи (картезианской механистической парадигмы). По Фрейду, сознание - относительно самостоятельное психическое явление. Эта \"самостоятельность\" проявляется в том, что сознание способно оказывать, и оказывает, влияние, воздействиена \"бессознательное\", на котором само сознание основано. \"Относительность же самостоятельности\" сознания - в том, что сознание не может существовать (а любое сознательное психическое явление - не может происходить) само по себе, без связей с \"бессознательным\". Решение - в иерархии сознания над \"бессознательным\". Модель Фрейда - иерархия психических явлений. Четвертая задача - прагматическая, обоснование возможности практического использования модели: модель должна представлять собой нечто \"единое-цельное\". Модель должна быть системой.

Однако оригинал \"модели Фрейда\", бессознательные психические явления, сами по себе отнюдь не едины и не представляют собой нечто целое и единое - это разнородные явления, разного характера, разного уровня развития и т.п. Решение задачи - в представлении о \"бессознательном\". Единственная возможность свести в систему разнородные, разнохарактерные и разноуровневые бессознательные психические явления - это связать с ними со всеми одно \"единое-цельное\", т.е. системное, психическое явление - сознание. \"Модель Фрейда\" - это сложная система бессознательных психических явлений, объединённых их связями с сознанием. Можно дать кибернетическую метафору: \"белый ящик\", т.е. \"открытый \"чёрный ящик\". Честнее, конечно, написать: \"приоткрытый\", то есть \"серый ящик\". :)))

Подытоживая, можно сказать: В основу \"модели Фрейда\" положена \"аксиома о сознании - системе\". Эмпирическое положение: сознательные психические явления представляют собой нечто \"цельное-единое\", т.е. систему. В заключение следует сказать, что те психические явления, которые с сознанием никак не связаны, моделью Фрейда не имитируются (не симулируются). Далее Фрейд сосредоточился на изучении \"бессознательного\", т.е. на психических явлениях более низкого уровня, чем высший, и создал модель \"бессознательного\" , выделив в нём и связав между собой \"Оно\", \"Я\" и \"Сверх-Я\", .

Юнг, воспринявший основные принципы Фрейда, предпринял попытку применить их для моделирования также и сознательных психических явлений.

2. Идеи и логика \"модели Юнга\".

Юнг построил несколько более подробную модель, чем Фрейд - с целью смоделировать некоторые закономерности разнообразия психических явлений. Ради этого он дополнил \"аксиому Фрейда\" эмпирическим положением о более определённой связи сознания и \"бессознательного\". Фрейд считал, что сознание основано на \"бессознательном\". Юнг уточнил эту связь - рассмотрел психические явления высшего уровня развития, сознание как функцию \"бессознательного\".

Опираясь на солидную психологическую феноменологию и собственную клиническую практику, Юнг проанализировал сознательные психические явления и выявил стойкие различия определённого характера. Основываясь на этом, Юнг предположил, что сознание каждого человека функционирует одним и тем же, постоянным, характерным для этого человека, способом. Изучая эти различия, Юнг эмпирически вывел четыре разновидности функционирования сознания, которые он назвал \"дифференцированные психические функции\".

По Юнгу - это мышление, интуиция (предчувствие, бессознательное восприятие), чувство, ощущение. \"Дифференцированные\" потому, что, по его мнению, каждая из них нисколько не совпадает с каждой из остальных трёх. Юнг сформулировал это так - человек может обладать только одной дифференцированной психической функцией - какой-то из четырёх перечисленных.

Т.о. образом Юнг специфицировал \"генеральную модель Фрейда\" представлениями о \"типическом функциональном\": ввёл представление о \"психологических типах\" через представление о типах функционирования сознания. Можно, довольно условно, назвать модель Фрейда - \"структурной\", а модель Юнга - \"структурно-функциональной\".

Развитие/усложнение Юнгом \"модели Фрейда\" - в представлении о том, что одна и та же структура функционирует по-разному, причём разнообразие функционирования не случайно, а закономерно вплоть до конечного набора типов функционирования.

Юнг рассмотрел все психические явления с точки зрения представления о сознательных психических явлениях как о \"дифференцированных психических функциях\".В этом он точно следовал замыслу \"модели Фрейда\". Юнг усмотрел в психических явлениях каждого человека проявления всех четырех, выделенные им как \"дифференцированные\", психических функций: но - определённым образом. Только одна из четырёх юнговских психических функций проявляется сознательно - как дифференцированная психическая функция. Остальные три проявляются недифференцированно (вслед за Фрейдом, Юнг пишет о \"вытеснении в \"бессознательное\"), соответственно, более или менее бессознательно. Это представление Юнга сразу же усложнило/развило его модель в сравнении с \"моделью Фрейда\" - до парадоксальности. Основа модели Фрейда постоянная: сознание основано на \"бессознательном\".

У Юнга она сменяется отношениями более сложного характера - парадоксальными основаниями. В самом деле - у Юнга дифференцированной, т.е. сознательной, отдельной и относительно самостоятельной, может быть любая из четырёх психических функций. Соответственно, любая психическая функция может быть и \"бессознательной\" - но в таких случаях это недифференцированная психическая функция, и проявляется она вместе, нераздельно с двумя другими психическими функциями.

Парадоксальность оснований \"модели Юнга\" раскрывает смысл положения Фрейда об относительной самостоятельности сознания, которая проявляется во влиянии, воздействии сознания на \"бессознательное\". Ключевой момент представлений Юнга: все четыре психические функции не могут проявляться нераздельно, недифференцированно, \"все вместе\". Можно датьметафоры: \"им тесно в \"одном мозге\", \"одни психические функции \"вытесняют\" другие психические функции \"из мозга\".

Биологически это вполне нормально и объяснимо - как процесс специализации. Однако в главном биологическом явлении - живом организме, процесс специализации не происходит односторонне - он дополнен процессом другого характера - дифференцировкой, т.е. в общих рамках организма происходит одновременно несколькоразличных процессов специализации, протекающих локализованно, т.е. дифференцированно друг от друга. Поэтому возникает и усложняется морфология организма. \"Специализация\" же отдельного \"мозга\" - в самом \"мозге\" (самим мозгом) не дополнена дифференцировкой. Это, для \"мозга\" и его организма, означает опасность однобокой ущербной работы \"мозга\" и соответствующей деградации, утери каких-то свойств и способностей организмом. В масштабах отдельного организма и его ЦНС с \"мозгом\" - это противоречие неразрешимо. Выход из этого противоречия, по моему мнению - во взаимодействии организмов, обладающих специализированными по-разному \"мозгами\". Утеря каких-то свойств и способностей организмом, вызванная \"функциональной специализацией\" его \"мозга\", компенсирутся, восполняется за счёт взаимодействия разных особей в популяции, т.е. в конечном счёте возникновением и развитием социума. О механизме этого восполняющего коменсирующего взаимодействия я пока скажу только одно: это речь/слух. Сами же эти взаимодействия, как особые явления в своём качестве: это языки. На этом я закончу первую часть наброска \"модели Фрейда-Юнга\".

Во второй части я разберу сами модели:

\"Модель Фрейда\": \"Оно\", \"Я\" и \"Сверх-Я\". \"Модель Юнга\": психологические типы.

Joomla SEF URLs by Artio