Открытое обсуждение "аниматного" подхода

Конструирование и исследование искусственных "организмов" способных приспосабливаться к внешней среде - основной подход направления "Адаптивное поведение". Программа-максимум этого направления исследований - попытаться проанализировать эволюцию когнитивных способностей животных и эволюционное происхождение человеческого интеллекта.
DS
Posts: 949
Joined: Tue Jan 06, 2004 6:17 am

Открытое обсуждение "аниматного" подхода

Post by DS » Sun Jun 18, 2006 12:33 pm

Термин "анимат" впервые прозвучал в работе Стюарта Уилсона (Stewart W. Wilson) "Knowledge Growth in an Artificial Animal" [Wilson, 1985a] еще в 1985 году. Однако лишь через шесть лет, после выхода в свет работы Родни Брукса (Rodney Brooks) "Intelligence without reason" [Brooks, 1991a] и первой конференции SAB он приобрел популярность как и все направление "Адаптивное поведение", выделившееся из исследований по искусственной жизни (Artificial Life).
Предпосылкой появления аниматного направления явился кризис классического ИИ, сосредоточившегося на моделировании отдельных, как правило высокоуровневых способностей человеческого интеллекта. За этим как-то забылась главная цель - создание "думающей машины". Можно сказать, что кибернетика выдала крупный вексель. Однако он до сих пор практически не оплачен - писал еще в 1966 году советский ученый М.М. Бонгард.
Кризис классического ИИ заставил ученых обратить свой взгляд на носителей природного интеллекта - животных. Это обуславливает основные черты аниматного подхода:
1) Анимат-подход холистичен. В противовес моделированию отдельных способностей мозга в нем рассматриваются законченные системы выживающие в реальной окружающей среде. В частности это, по мнению исследователей, должно решить проблему смысла. Изолированые системы, манипулирующие символами, очевидно ограничены в понимании их значения.
2) Анимат-подход эволюционно-ориентирован. Понимание того, что моделирование законченной интеллектуальной системы человеческого уровня - сверхсложная задача, а также того, что природа шла отличным от исследований в рамках классического ИИ путем приводит к основной гипотезе анимат-подхода. Имитируя и исследуя простые, но законченные анимат-системы, мы можем постепенно наращивать их сложность, не теряя понимания просходящего и связи этапов усложнения. Перед нами стоит задача не обратной разработки человеческого интеллекта, но задача реконструкции хода когнитивной эволюции.

Достоинства и недостатки анимат-подхода предлагаю обсудить в данной теме.

Солеваров
Posts: 5301
Joined: Wed Jan 07, 2004 5:46 am
Location: все из *****
Contact:

Post by Солеваров » Mon Jun 19, 2006 4:35 am

есть еще одно предположение происхождения термина "анимат" - (от англ. animal - животное и automat ~ автономно действующее устройство) http://www.cherry.ru/interes/112.html
Usus est optimus magister

DS
Posts: 949
Joined: Tue Jan 06, 2004 6:17 am

Post by DS » Mon Jun 19, 2006 7:23 am

Солеваров wrote:есть еще одно предположение происхождения термина "анимат"
Да, но robot встречается все же чаще. К сожаленю работа [Wilson, 1985a] не доступна и происхождение всех этих расшифровок не ясно.

NO
Posts: 2356
Joined: Fri Jan 30, 2004 7:43 pm
Contact:

Post by NO » Tue Jun 20, 2006 9:55 am

Я думаю отсутствие комментариев на эту тему уже много значит.
Достаточно первый раз попробовать что-то сделать, как пропадает всякое желание заниматься разными сопутствующими проблемами.

У меня есть проект специального стула разрабочика ИИ. Регулирование по 6 степеням свободы. Будем обсуждать его необходимость и перспективность? На сегодняшний момент ни один человек, разрабатывающий ИИ сидя стульях других моделей, никакого ИИ не создал.

DS
Posts: 949
Joined: Tue Jan 06, 2004 6:17 am

Post by DS » Tue Jun 20, 2006 11:56 am

NO wrote: Я думаю отсутствие комментариев на эту тему уже много значит.
А я думаю, что значимость этого факта приближается к абсолютному нулю.
Достаточно первый раз попробовать что-то сделать, как пропадает всякое желание заниматься разными сопутствующими проблемами.
Ну, кому как :( .
У меня есть проект специального стула разрабочика ИИ. Регулирование по 6 степеням свободы. Будем обсуждать его необходимость и перспективность?
Безусловно! Срочно изложите детали!
На сегодняшний момент ни один человек, разрабатывающий ИИ сидя стульях других моделей, никакого ИИ не создал.
это аргумент (с) Inex

NO
Posts: 2356
Joined: Fri Jan 30, 2004 7:43 pm
Contact:

Post by NO » Tue Jun 20, 2006 1:44 pm

DS wrote:
NO wrote: У меня есть проект специального стула разрабочика ИИ. Регулирование по 6 степеням свободы. Будем обсуждать его необходимость и перспективность?
Безусловно! Срочно изложите детали!
Детали металлические, они в форум не пролазят, могу идею изложить.

Короче такой типа гинекологического кресла с винтом, штурвалом и таблом 6 на 9. Исследователь садится, фиксируются его руки и ноги, к голове двумя болтами крепится мыслесборник. Отжимается рычаг и все опрокидывается в рабочее положение. Разрабочик располагается лицом в табло, задом к винту. Мыслесборник совмещается с входом мыслеукладчика. Крутим штурвал. Он соединен с генератором, от которого питается 12B лампа накаливания позади табло, перед глазами разрабочика начинает пульсировать надпись "Как работает ИИ! Отвечать!". И через коробку передач от штурвала идет привод на винт. Винт (2 метра, диаметр 40см) медленно входит в разрабочика и индуцирует нервные импульсы в кору головного мозга, которые вызывают интенсивную церебральную физиологию. Мысли проходят по укладочный тракту, где происходит адсорбция, дегидрация, сублимация, расфасофка по 25, и вакуумная упаковка. Мыслесборник барабанный МБ-3, его калибровку нужно выполнять персонально и вручную, для этого есть инструкция на 4 листах. В типовой когнитивный расчет входят калибровщик, два укладчика, штурвальщик, грузчик и руководитель с флажком, который смотрит на таймер и говорит "и.. раз... и... раз...". Процедура занимает 8-12 часов.

Самое интересное, конечно, конструкция мыслеборника.
На ее патентование у меня есть $340,000, а ООО "Pate(r)All" требует $355,000. Вы должны перечислить недостающую сумму на вебмани, счет WMZ165326165464, в графе назначение платежа указать адрес своего электронно-цифрового почтового отделения и ящика. Вместо значка @ можно указать #, <собака> или no-spam, моя почтовая программа их понимает. В ящик по электронно-цифровым каналам будет направлена e-бандероль с зашифрованным архивом 1600Mb. В авизо платежа будет указан секретный пароль МуськиПускиКлатоВератоТерибомс2006, вы его получите в течении 3 дней через вебмани.
Предложение действительно в течении 7 дней, затем мы ожидаем перечисление $9541.03 от Lex и остающаяся сумма катастрофически уменьшится, поторопитесь.

DS
Posts: 949
Joined: Tue Jan 06, 2004 6:17 am

Post by DS » Wed Jun 21, 2006 1:54 am

Очень интересно, спасибо! Но во-первых я думаю, что лампу все же следует взять 24-вольтовую. Это как минимум в 2 раза повысит интенсивность вашей мыслегенерации. Во-вторых, я вовсе не хотел столь подробного изложения в этой ветке, о чем к сожалению забыл вас предупредить. Мне кажется такая интересная тема заслуживает отдельного топика кде-нибудь в "Мыслях вслух".

Солеваров
Posts: 5301
Joined: Wed Jan 07, 2004 5:46 am
Location: все из *****
Contact:

Post by Солеваров » Wed Jun 21, 2006 7:58 am

NO wrote:Я думаю отсутствие комментариев на эту тему уже много значит.
- :) давно известно неровно дышите в сторону кибернетики.
Оно конечно аниматы всеж таки вышли из тени киборгов, исторически раньше определившихся как необходимость сращения/объединения функций человека и автомата. В наш машинно-человеческий век все ждут прогресса симбиоза в физических и интеллектуальных действиях человека и технических средств автоматики. Но пока все больше игрушки айбо смахивают [откровенно симулируют] на воплощение этого симбиоза, хотя ничего собачьего в них на самом деле нет кроме стилизованного внешнего вида. То поведение которое закладывается оно изначально ввиде удобной антропоморфнопотребной прокладки между техникой и потребностями человека. Гротеск NO со стулом очень точно подсек эту человекоформатность.
Usus est optimus magister

Солеваров
Posts: 5301
Joined: Wed Jan 07, 2004 5:46 am
Location: все из *****
Contact:

Post by Солеваров » Sun Jul 02, 2006 6:11 am

мода на айбо не дает спокойно спать рободелам из ДАРПА - http://www.spacewar.com/reports/Two_Big ... n_999.html

Boston Dynamics занялась бигдогостроением для амштатовских морпехов. Флаги им в руки. Любопытно для чего делать боевого робота похожим на собаку? Возможно из отдаленного прицела на то что со временем удастся добиться значительного внешнего сходства с целью маскировки... что является весьма сомнительным преимуществом. Никаких рабочих преимуществ собакоподобная компоновка робота не дает ни в части грузоподъемности ни в части преодоления препятствий, ни в части скорости передвижения и тем паче в управляемости.
На сегодня самые совершенные роботы производственные, т.е. машины для производства роботов и как показывает практика им для совершения уникальных работ совсем не обязательно быть похожими на человеческие руки. http://www.robotsltd.co.uk/ Это продиктовано тем что конечные операции доступные человеческим рукам достаточно ограничены, поэтому компоновка рабочих органов у продвинутых роботов строится на несколько иной основе. Интересно что создатели бигдогов не принимают в расчет что собачий прототип еще более ограничен :)

зы
сорри офтопчик. но намек отличный: Мама-робот говорит своей дочери:
- Вот пусть он сначала на тебе женится! А до свадьбы схему ему не показывай! :)
Usus est optimus magister

Траян
Posts: 1005
Joined: Sun Jun 06, 2004 4:27 am

Re: Открытое обсуждение "аниматного" подхода

Post by Траян » Tue Jan 30, 2007 5:27 pm

DS wrote:Достоинства и недостатки анимат-подхода предлагаю обсудить в данной теме.
Ну, про достоинства вы и сами весьма неплохо все изложили. А насчет недостатков... самый большой недостаток, имхо, это постоянно преследующая аниматчиков опасность свалиться в тупое, безысходное моделирование всяких "самосовершенствующихся" стаканов. На что NO выше намекивал.

Кстати говоря, возможно, ту штуку, над которой я корплю, тоже можно обозвать аниматом. Вот только непонятно, аниматы - это обязательно в железе существующие поделки (см. ссылку Солеварова) или виртуальные компьютерные модели (типа Животного Бонгарда) тоже можно так назвать?

Траян
Posts: 1005
Joined: Sun Jun 06, 2004 4:27 am

Post by Траян » Tue Jan 30, 2007 5:40 pm

Согласно д. ф.-м. н. В.Г.Редько:
"Термин "анимат" происходит от слов animal и robot:

ANIMAL + ROBOT = ANIMAT ."
http://www.keldysh.ru/pages/BioCyber/Le ... ure13.html

Лекция 13
Направление исследований "Адаптивное поведение"

DS
Posts: 949
Joined: Tue Jan 06, 2004 6:17 am

Re: Открытое обсуждение "аниматного" подхода

Post by DS » Wed Jan 31, 2007 2:27 am

Траян wrote:Ну, про достоинства вы и сами весьма неплохо все изложили. А насчет недостатков... самый большой недостаток, имхо, это постоянно преследующая аниматчиков опасность свалиться в тупое, безысходное моделирование всяких "самосовершенствующихся" стаканов. На что NO выше намекивал.
Да, есть две крайности - излишний интерес к деталям, частностям и излишнее увлечение некой общей идеей, свойством. Но это проблемы "аниматчиков", а не подхода, имхо.
Вот тут http://www.forum.aicommunity.org/viewtopic.php?t=1371 я тупо с наивными картинками как в детстве пытаюсь пройти когнитивную эволюцию до конца, не заморачиваясь деталями, рисуя широкими мазками.
Кстати говоря, возможно, ту штуку, над которой я корплю, тоже можно обозвать аниматом. Вот только непонятно, аниматы - это обязательно в железе существующие поделки (см. ссылку Солеварова) или виртуальные компьютерные модели (типа Животного Бонгарда) тоже можно так назвать?
http://www.forum.aicommunity.org/viewto ... 5951#25951

Траян
Posts: 1005
Joined: Sun Jun 06, 2004 4:27 am

Re: Открытое обсуждение "аниматного" подхода

Post by Траян » Sat Feb 03, 2007 5:04 pm

DS wrote:
Траян wrote: ... Вот только непонятно, аниматы - это обязательно в железе существующие поделки (см. ссылку Солеварова) или виртуальные компьютерные модели (типа Животного Бонгарда) тоже можно так назвать?
http://www.forum.aicommunity.org/viewto ... 5951#25951
Не, похоже не катит термин "аниматы" под наши поделки.

"• От бионических разработок аниматы отличаются тем, что в них должны быть воплощены не отдельные «патенты природы», а, как уже отмечено выше, фундаментальные принципы, определяющие поведение живых организмов, - те принципы, в силу которых это поведение отличается от поведения машин."
" Отличие состоит в том, что для модели допустимо воспроизводить только одну сторону поведения без всякой связи с целями животного и с той средой, в которой осуществляется поведение."
"Аниматы создаются не для игры в шахматы, а для таких задач, как исследование поверхности планет в условиях, когда время и ресурсы робота ограничены, а местность не изучена."
'' Напротив, анимат должен быть целостным агентом, т.е. он должен выполнять все действия, необходимые для достижения определенной цели в конкретной, пусть и виртуальной среде."

А мы то как раз изучаем именно что отдельные механизмы и блоки конструкции, а именно - то, что связанно с интеллектом. И вам в вашей конструкции чихать, какие у неё должны быть, скажем, ноги, чтоб иметь возможность адаптироваться к своему миру и мне тоже самое.

Так что термин "аниматы" не катит. Хотя и очень близок. "Адаптивное поведение" кстати, тоже не катит. Хотя тоже очень близко по смыслу.

Траян
Posts: 1005
Joined: Sun Jun 06, 2004 4:27 am

Post by Траян » Sat Feb 03, 2007 5:29 pm

Иначе говоря, нам совершенно безразлично, что из себя представляет Внешний Мир в котором функционирует анимат, каковы свойства этого мира и т.д.
Аналогично, нам безразлично как должны быть устроены эффекторы и рецепторы устройства, чтоб оно могло эффективно взаимодействовать с внешней средой. Это все не наши проблемы.

Единственное, что нас волнует, это то, какие сигналы идут с/на рецепторы/эффекторы. Этим наши интересы по отношению к свойствам Внешнего Мира и ограничиваются.

Что конкретно заставляет сенсор генерить тот или сигнал мне по барабану. Аналогично, мне по барабану, какое именно воздействие на внешнюю среду оказывает эффектор отрабатывающий свой сигнал.

Интерес представляет лишь информационная сторона дела. Как эти сигналы взаимосвязаны, как соотносятся между собой и т.д.

Траян
Posts: 1005
Joined: Sun Jun 06, 2004 4:27 am

Post by Траян » Sat Feb 03, 2007 5:52 pm

Похоже, Бонгард испытывал те же муки выбора названия. Поэтому и назвал свой проект как ПРОЕКТ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ.

Название насколько точное, настолько же и корявое, имхо. Ничего более кучерявого ему измыслить не удалось. Вот и думай теперь, как назвать то же самое, но покрасивей.
:))

Locked

Who is online

Users browsing this forum: No registered users and 1 guest