Потребности у роботов

Форум для предварительного обсуждения тем.
Прежде чем организовать обсуждение в отдельном форуме, полезно убедиться, что четко понимаешь о чем говоришь.
Locked
В.О.
Posts: 79
Joined: Wed Mar 12, 2008 8:17 pm
Location: из под глыб

Потребности у роботов

Post by В.О. » Wed Apr 30, 2008 7:31 am

У автономного робота, также как и у живых существ, неизбежно возникают естественные потребности: в подзарядке аккумулятора (пищевая), в смазке, в периодическом обслуживании и т.п. Еще Амосов в далекие 80-е конструировал роботов с потребностями. Этот вопрос можно решить очень просто. Пишем программу: если ресурса (пищи, заряд аккумулятора) осталось меньше некоторой фиксированной величины, то прекратить выполнение всех текущих программ и начать поиск способа пополнения ресурса. Однако, если ставить цель сконструировать робота с человекоподобным поведением, то такая программа удовлетворения потребностей не подойдет. Посмотрим, как устроены потребности в психике живых существ.

В психологии в настоящее время под потребностью подразумевают некий теоретический конструкт, который объясняет поведение человека и животных, но реальное существование которого ставится под сомнение (см. Хайнд, Поведение животных, п.8.1). Основанием для введения этого понятия считается тот факт, что различные виды поведения, вызванные разными причинами можно объяснить с помощью одного понятия, которое называют промежуточной переменной. Например, у крыс длительность лишения воды, сухая пища и введение солевого раствора влияют на количество выпитой воды и на частоту нажатия на педаль, приводящих к появлению воды в поилке. Три различных воздействия могут влиять на два различных вида поведения. Введение такой промежуточной переменной как «жажда» устанавливает связь между различными причинами и различными видами поведения.

Но реально основой возникновения потребностей и у животных, и у роботов являются сигналы от внутренних рецепторов (датчиков), дающих информацию о избытке или недостатке некоторого необходимого организму ресурса.
Пусть Х – количественный показатель наличия ресурса в организме (количество пищи в желудке, концентрация глюкозы в крови и т.п.), Х0 – оптимальная величина показателя. Тогда величиной потребности П будем называть величину
П = F(Х0-Х),
Где F – некоторая функция, индивидуальная для каждого субъекта. В качестве типичного примера можно рассматривать линейную зависимость
П = b(Х0-Х). При Х0-Х > 0 организм испытывает недостаток ресурса (голод). Функция F возрастает с ростом аргумента, т.е. чем больше недостаток ресурса, тем сильнее ощущение потребности. При избытке ресурса в организме Х0-Х < 0, величина потребности П принимает отрицательные значения. Такое состояние называется пресыщением.
Перечислим психологические особенности, сопровождающие процесс возникновения и удовлетворения безусловных потребностей. Сигнал от датчика формирует ощущение потребности П. Это ощущение может быть приятным или неприятным. Оптимальное значение ресурса Х0 = Х приводит к отсутствию потребности П=0 и вызывает слабые приятные ощущения. Небольшое пресыщение вызывает более сильные приятные ощущения. Значительный недостаток ресурса и значительное пресыщение вызывают неприятные ощущения. Интенсивность приятных или неприятных ощущений можно назвать мотивационной составляющей потребности (как это сделано в теме http://forum.aicommunity.org/viewtopic.php?t=1149 ). Т.е. чем сильнее неприятные ощущения, тем интенсивней поведение по удовлетворению потребности.
Теперь вслед за http://forum.aicommunity.org/viewtopic.php?t=1149 сконструируем простейшего робота с потребностью.

Конструкция робота.

Пусть роботом будет подвижный смайлик на мониторе компьютера. Единственным доступным видом поведения будет движение по монитору. Принять решение о поведении в каждый момент времени означает задать скорость и направление движения. Различные картинки, буквы, текст на экране (скажем в интернет эксплорере) будут препятствием для движения. Их преодоление или невозможно (тогда нужно их огибать) или затруднительно и замедляет движение робота.
Единственной потребностью будет прикосновение к курсору мыши. Величиной запасенного ресурса Х будем считать время контакта с курсором. При отсутствии контакта ресурс расходуется со скоростью b, т.е.
Х(t) = Y – bt
Где Y – суммарное время контакта с курсором.
Робот всегда движется в направлении курсора (с учетом огибания препятствий). Скорость движения V зависит от величины запасенного ресурса
V(t) = F(X(t) – X0)
Где Х0 –оптимальный запас ресурса.
Т.е. вся психика робота описывается тремя параметрами b, X0, F, которые выбирает конструктор.
Дополнительно фаунбот может издавать эмоциональные звуки, кривляться, делать забавные прыжки и т.п.
Как развлечение это может быть интересным.

Locked

Who is online

Users browsing this forum: No registered users and 20 guests